В последнее время значительно обострились проблемы, связанные с обеспечением социальной безопасности. Национализм, религиозный экстремизм, террористические проявления препятствуют оптимальной жизнедеятельности человека в социуме.
Сегодня проблема экстремизма стоит особенно остро. Участились случаи ксенофобии и национализма, главным участником которых является молодежь, как слой наиболее остро и чутко реагирующий на все изменения общества.
Все большее число подростков вовлекается в информационное взаимодействие, в котором явственно прослеживается увеличение агрессии. Чрезвычайно мобильное современное общество требует, чтобы человек был готов к неожиданной мысли, способен отстаивать свою точку зрения и при этом сосуществовать с другими, отличными от своих, взглядами, убеждениями, традициями. К сожалению, часто это приводит к появлению противостояния между взаимодействующими сторонами.
В массовом сознании возникают негативизм и агрессия к иной точке зрения. Одной из первых и важнейших характеристик демократического государства в наши дни признается толерантность взглядов, суждений людей. Признание суверенности и ценности другого является необходимым условием не только интеграции, но и элементарного выживания в современном мире.
В связи с этим, воспитание толерантности в студентах проходит красной нитью в системе воспитательной работы в колледже. И очевидно, что главный упор в противодействии проявлению экстремизма и терроризма среди молодежи необходимо делать на их профилактике и своевременном предупреждении.
В соответствие с вышесказанным, в колледже разработана функциональная комплексная программа, рассчитанная на реанимацию утраченных духовно-нравственных ценностей, в центре которых должен находиться человек с его разумными потребностями, здоровым образом жизни, гуманными наклонностями и интересами.
Главной целью проводимых мероприятий является формирование в студенческой среде духовно-нравственной атмосферы и этнокультурного взаимодействия.
Проанализировав историческое прошлое, очевидно, что в Великой Отечественной войне высочайшая мобилизация человеческих духовных и нравственных сил стала залогом победы над германским фашизмом. Созданию и укреплению этого единства способствовали многие социальные институты. Огромную роль сыграла убежденность основной массы народа в передовой роли советского общества, достижений экономики страны, гордость за торжество интернациональных этнонациональных отношений.
В реализации этой цели видное, а иногда и решающее место (особенно, по мнению духовных лидеров) принадлежит как мировым, так и национальным религиям, а также многочисленным конфессиям, которые, уповая на традиции прошлого, настаивают на своей особой роли в обеспечении этого единства. И это в принципе справедливо, так как религии являются одной из важнейших характеристик как мировой, так и национальных культур. Думается, это утверждение мало у кого вызывает сомнение и возражение. Даже те, кто придерживается атеистического восприятия мира, признают огромную роль религий в жизни людей, особенно если это касается участия религиозных институтов в духовно-нравственном воспитании молодёжи.
Процессы распространения экстремистской и террористической идеологии, прикрывающиеся религией, в последнее время практически во всем мире приобретают масштабный характер. На законодательном уровне установлены правовые основы противодействия экстремизму и терроризму, определена компетенция государственных органов в данном направлении, а также основные принципы обеспечения защиты прав и свобод граждан в этой сфере. Накоплен определенный практический опыт проведения антитеррористических операций по пресечению деятельности экстремистских и террористических групп и организаций.
При этом одним из ключевых направлений борьбы с террористическими и экстремистскими проявлениями в современном обществе выступает их профилактика.
Преподавательский коллектив колледжа понимает, что особенно важно проведение профилактической работы среди студентов, так как именно молодежная среда является одной из наиболее уязвимых в плане подверженности негативному влиянию разнообразных антисоциальных и криминальных групп. К основным причинам, позволяющим говорить о возможности легкого распространения радикальных идей среди молодёжи относятся:
- социальная и материальная незащищенность молодежи,
- частый максимализм в оценках и суждениях,
- психологическая незрелость, значительная зависимость от чужого мнения;
- пренебрежение к действующим в обществе правилам и нормам поведения или их отрицание, противодействие формулам «Запрещено», «Нельзя», «Ты обязан» и т.д.
Лидеры экстремистских группировок различного толка, обещая легкое решение всех проблем, в том числе и материальных, завлекают в свои объединения молодых людей, которые часто даже не задумываются о том, что участвуя в деятельности подобных формирований, по сути, уничтожают свое будущее.
Проводить профилактику терроризма и экстремизма среди учащейся молодежи намного выгоднее, чем ликвидировать последствия подобных явлений.
Каждый человек должен быть подготовлен к безопасному существованию в современном социуме, уметь защитить себя и своих близких в случае возникновения чрезвычайной, кризисной ситуации социального происхождения, а также владеть конструктивными способами разрешения трудных жизненных ситуаций как необходимых условий сохранения жизни.
Обучающая и воспитывающая информация по вопросам профилактики идеологии экстремизма в АДК носит опережающий характер, т.е. начинается с первого курса, и способствует предотвращению социальных отклонений, стрессовых и конфликтных ситуаций в период обучения, формированию культуры безопасности.
При разработке комплексной Программы «ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ И ПРОФИЛАКТИКА ТЕРРОРИЗМА» на 2014-2018г.г.
учитывались следующие принципы:
- принцип актуальности, заключающийся в изучении вопросов, связанных с возникновением потенциальных угроз и опасностей террористического характера с учетом региональных особенностей;
- принцип информационного опережения, предполагающий обучение правилам личной безопасности;
- принцип информационной безопасности, состоящий в четком отборе информации. Например, если преподаватель, рассказывает о видах и понятии экстремизма и при этом подробно описывает идеологию экстремистских организаций, то возможно возникновение у студента интереса и желания принять эту идеологию. Или при подробном рассказе о самодельных взрывных устройствах, используемых террористами, может возникнуть желание проверить слова педагога на практике и изготовить подобное устройство;
- принцип оптимистического характера, заключающийся в формировании у студентов уверенности в возможности предупреждения опасных ситуаций;
- принцип активности и самостоятельности обучающихся. Студент рассматривается не только в качестве объекта, но и субъекта, активного участника антиэкстремистской пропаганды, способного к саморазвитию, самообразованию и самосовершенствованию. Активность студентов, как субъектов антиэкстремистской пропаганды повышается при реализуемых в учебном процессе следующих внеаудиторных форм и методов: вовлечение в научно-исследовательскую работу по соответствующей тематике, проведение совместных с преподавателями научно-практических конференций; использование творческих заданий (конкурс плакатов, эссе, презентаций); включение в систему физкультурно-оздоровительной работы мероприятий по отработке навыков оказания первой медицинской помощи, эвакуации; применение системы деловых игр в сфере антитеррористической пропаганды.
В комплексную Программу включены следующие действия, направленные на уменьшение радикальных проявлений в молодежной среде:
1. Проведение комплексных мероприятий по формированию правовой культуры в молодежной среде. Особая роль отводится не формальной, а системной пропаганде правовых знаний, информированию обучающихся об уголовной ответственности за террористические деяния. Знание своих собственных прав и свобод способствует развитию у молодого поколения чувства уважения к правам и свободам других лиц, в том числе к их жизни, здоровью и достоинству.
2. Воспитание у молодежи толерантного мировоззрения, терпимого отношения ко всем людям, вне зависимости от их национальности, религии, социального, имущественного положения и иных обстоятельств. У каждого человека с детства должна закладываться мысль о том, что нужно уважать всех людей, независимо от каких - либо обстоятельств, нельзя делить людей по любым признакам. Это помогает противодействовать различным видам религиозного, национального и социального экстремизма.
3. Совершенствование вопросов досуга и отдыха молодежи. Не секрет, что многие молодые люди попадают в различные радикальные организации во многом, из-за отсутствия желания, а нередко и возможности проводить свое свободное время с пользой для души и тела. В колледже проводится определенная внеучебная деятельность студентов, которая реализуются через внутриколледжские, республиканские и городские мероприятия. В молодежной среде активно пропагандируется здоровый образ жизни, занятия спортом и физической культурой. Информация о результатах участия в подобного рода мероприятиях отражается на сайте и в студенческой газете.
Реализация определенных мероприятий из общего комплекса осуществляется в тесном взаимодействии обучающихся с преподавателями, кураторами, родителями, сотрудниками структурных подразделений колледжа.
Важным элементом является научно-методическое обеспечение информационного противодействия экстремизму и терроризму включающее:
- Создание постоянно действующих проблемных групп с участием представителей правоохранительных органов, религиозных и общественных организаций по вопросам противодействия религиозно-политическому экстремизму.
- Проведение регулярных публичных чтений лекций для студентов, направленных на профилактику проявлений экстремизма, преступлений против личности, общества, государства.
- Публикации рекомендаций для кураторов студенческих групп по профилактике проявлений экстремизма и ксенофобии в молодежной среде, памяток для студентов.
В рамках организационного обеспечения информационного противодействия экстремизму и терроризму:
- Регулярно проводятся учебные тренировки со студентами по правилам поведения при возникновении экстремальных ситуаций.
- Организуется показ тематических видеороликов, направленных на информирование студентов о безопасном поведении в экстремальных ситуациях.
- Проводится комплекс военно-спортивных соревнований «Учимся защищать Отечество» и «А ну-ка, парни» как основы нравственно-патриотической и физической подготовки будущих защитников Отечества.
- Регулярно проводятся студенческие конференции по вопросам профилактики экстремизма и терроризма с привлечением представителей духовенства, правоохранительных органов и органов государственной власти.
В комплексной работе по противодействию экстремизму и профилактике терроризма учитывается, что молодёжь обладает огромной энергией, мобильностью, и старшие должны всячески помогать её духовному и деловому развитию, направляя волю и силы молодого поколения на строительство процветающего общества.