slider

Из истории создания автомобильно-дорожного колледжа

  • Первый выпуск техников-строителей дорог. 1935 год. В центре директор техникума Мусаидов Х
    Первый выпуск техников-строителей дорог. 1935 год. В центре директор техникума Мусаидов Х
  • Выпуск курсов дорожных мастеров Крыма при Махачкалинском дорожном техникуме
    Выпуск курсов дорожных мастеров Крыма при Махачкалинском дорожном техникуме
  • Заседание педагогического совета ведет заместитель директора Карпенко И.Н.
    Заседание педагогического совета ведет заместитель директора Карпенко И.Н.
  • Корпус автомобильного отделения. 1972 год
    Корпус автомобильного отделения. 1972 год
  • МАДК 2007.jpg
    МАДК 2007.jpg
  • Первый выпуск техников-механиков по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта
    Первый выпуск техников-механиков по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта
  • Строительство учебного корпуса техникума.jpg
    Строительство учебного корпуса техникума.jpg

К началу 30-х годов прошлого столетия в Дагестане не было ни одного специалиста – дорожника из местного населения. Да, собственно говоря, дорог как таковых, тоже не было. Некоторые горцы по своей инициативе и за свои средства или собранные от односельчан строили небольшие участки дорог. Скорее их можно назвать не дорогой, а тропой. Строили небольшие мостики через бурные горные ручьи и речки.

1932 год поэтому можно смело назвать годом штурма Дагестанского бездорожья. С огромным желанием и энтузиазмом горцы взялись за строительство дорог и мостов. В это время широко применялись методы трудового участия населения.

Но мало иметь желание строить, нужно было иметь квалифицированные руководящие кадры. Почти полное отсутствие квалифицированных национальных кадров, хорошо знающих местные языки, обычаи и хозяйственный уклад резко тормозило строительство. Нередки были случаи, когда сами горцы упорным трудом строили дороги, тропы и мосты. Но когда завершилось строительство, то дорожные органы отказывались принимать их в эксплуатацию из-за технического несовершенства. Роль квалифицированных руководящих кадров и их значение в ликвидации бездорожья недооценивалась. В то время в Дагестане было всего 6 инженеров-дорожников и 32 техника. Как правило, все они были не из местного населения. Это касалось не только Дагестана, но и всей России, так как и там национальные кадры можно было легко пересчитать. Были остатки специалистов иностранных государств, оставшиеся по разным причинам для работы в России после революции.

Совет народных комиссаров Дагестанской автономной Советской социалистической республики своим постановлением от 8 ноября 1931 года для обеспечения дорожного строительства кадрами из местного населения предложил Дагдортрансу открыть дорожный техникум.

15 марта 1932 года был издан первый приказ по Дагестанскому дорожному техникуму, гласивший о его открытии. Техникум был создан на базе одной группы дорожной специальности индустриального (ныне механического) техникума. Материальная база техникума было очень слабой и развивалась медленно. Не хватало преподавателей, помещений. Первоначально техникум размещался в двухэтажном здании персидской мечети по улице Маркова №29. Здание было мало пригодным для организации обучения учащихся. Комнаты, переделанные под классы, были тесными, темными. Отопление было печное. Туалеты располагались вне здания. Позднее на улице Дахадаева №33 было построено 2-х этажное деревянное здание, переделанное частично под общежитие для учащихся и преподавателей, а частично для проведения теоретических и лабораторных занятий. Здание, не имело ни каких удобств и имело печное отопление.

«Боже! Какими Вы были наивными, как же Вы молоды были тогда».

Контингент учащихся на 1 сентября 1934 года составлял 146 человек. За довоенный период было выпущено 84 техника-строителя автомобильных дорог и мостов. На 1 июля 1940 года в техникуме работало 19 преподавателей, из которых 11 человек по совместительству.

С началом Великой Отечественной войны функционирование техникума было временно прекращено. Многие преподаватели и учащиеся ушли на фронт. Двое из бывших учащихся были удостоены высоких званий Героев Советского Союза. Это Земцов Николай Андреевич и Крутов Петр Максимович. С ними в шестидесятые годы прошлого столетия неоднократно организовывались встречи студентов и сотрудников техникума.

Отгремели залпы Великой Отечественной войны. Страна возвращалась к мирной жизни. Нужно было восстанавливать разрушенное войной, строить новое. Требовалось перевозить огромные массы грузов, а для этого нужно было иметь не только транспорт, но и дороги. Дороги за годы войны не строились да и ремонтировались в основном только засыпкой выбоин грунтом. Выполняли эту работу неквалифицированные рабочие. Чаще всего эта очень нелегкая обязанность лежала на плечах женщин и подростков. Руководили ими тоже не специалисты дорожного дела. Восстанавливая города и села, промышленность и сельское хозяйство нужно было не забывать и о путях снабжения. Все начиналось с дороги. Но строить дороги, не имея квалифицированных кадров невозможно. Нужны были инженеры-дорожники и техники-дорожники. Все это прекрасно понимало наше правительство и в 1945 году было принято постановление правительством Дагестана о восстановлении Махачкалинского дорожного техникума. Постановление бюро обкома ВКП(б) и Совнаркома ДАССР за №573/332 было принято 5 октября 1945 года с расчетом начала учебных занятий с 1 января 1946 года. Для организации учебного процесса техникуму было выделено пустующее двухэтажное здание по улице им. Маркова №29 и небольшое двухэтажное здание областного призывного пункта, которое после окончания войны уже не использовалось по назначению. Рядом располагалось двухэтажное деревянное здание. Оно предназначалось во время призыва для проживания призывников и представителей воинских частей, приезжающих для сопровождения призванных солдат к местам прохождения службы. Располагались эти здания по улице Дахадаева 33.

Первый год занятия проводились в комнатах общежития на первом этаже. На первом этаже размещались и кабинеты для административно-управленческих служб, бухгалтерии и преподавателей. Комнаты второго этажа были оборудованы под общежитие, так как приезжали на учебу в основном из отдаленных районов Дагестана по разнарядке обкома ВКП(б).

Бытовые условия для учащихся и преподавателей были очень суровые. Единственный водопроводный кран находился во дворе и, чтобы в зимнее время он не замерз, нужно было постоянно следить за ним, утеплять, давать воде течь тонкой струйкой. Туалеты так же располагались во дворе. Отопление в общежитии было печное.

Параллельно с проведением занятий производилась реконструкция здания бывшей мечети по Маркова 29 и призывного пункта по улице Дахадаева №33. В работах активное участие принимали учащиеся под руководством преподавателей.

Первый послевоенный выпуск в количестве 20 техников-дорожников состоялся в 1949 году.

Шли годы. Техникум постоянно пополнялся техникой и оборудованием. Там же на Дахадаева 33 хозяйственным способом были построены лаборатории дорожно-строительных материалов.

Рос автомобильный парк республики и вот уже встал вопрос о подготовке технических кадров для ремонта и обслуживания автомобилей. В 1961 году, учитывая необходимость дальнейшего роста автомобильного транспорта и обеспечение квалифицированными кадрами для обслуживания и ремонта автомобилей в республиках Северного Кавказа, в техникуме открывается автомобильное отделение. При подготовке к открытию новой специальности была произведена реконструкция учебного здания за счет пристройки третьего этажа. На улице Батырая было построено двухэтажное здание, предназначенное для организации общежития. Там же были построены гараж для учебной машины и склад. На втором этаже было отведено жилье для директора техникума. В техникуме не было спортивного зала, а поэтому на свободной территории перед зданием общежития организовали спортивную площадку, на которой можно было заниматься физкультурой в теплое время.

С 1961 года в техникуме началась подготовка специалистов дорожной и автомобильной специальности по заочной системе обучения.

Контингент учащихся техникума возрастал с каждым годом. Так если в 1950 году было подготовлено 35 техников-дорожников, то в 1980 году выпуск составил уже 414 человек по дорожной и автомобильной специальностям.

До 1969 года техникум размещался в трехэтажном здании по улице Маркова №29 и располагал лишь 19 плохо оборудованными учебными кабинетами. Обеспеченность общежитием составляла лишь 40%. Отсутствие мест в общежитиях сдерживало количественный прием учащихся, так как поступали на учебу в основном ребята и девушки из горных районов Дагестана. Материальное положение у горцев было недостаточно хорошим и, узнав, что в техникуме нет общежитие, они поступали на учебу в учебные заведения располагающие общежитиями. Любовь к будущей специальности не всегда являлась решающей в выборе учебного заведения.

В 1969 году на окраине Махачкалы был введен в эксплуатацию двухэтажный учебно-лабораторный корпус автомобильного отделения с полезной площадью 1277 м2 . В корпусе имелось 11 аудиторий, а также помещения, в которых можно было разместить кабинеты заведующего отделением, заместителя директора по практике, учительская и другие. Благодаря этому корпусу удалось разгрузить основное здание техникума на Маркова 29 и увеличить прием учащихся. Теперь все специальные предметы по автомобильной специальности изучались в этом корпусе. Хозяйственным способом на Дахадаева 33 к лаборатории дорожно-строительных материалов была сделана пристройка и в ней разместили кабинет с лабораторией для изучения предмета «Химия». Зав. кабинетом назначается опытнейший педагог Рахмилов Роман Михайлович. Одновременно от лаборатории дорожно-строительных материалов отделили часть и организовали там лабораторию электротехники.

Решением городских властей территорию рядом с корпусом автомобильного отделения закрепили за техникумом и на ней хозяйственным способом начали строить учебные мастерские и лаборатории для автомобильного отделения общей площадью 760м2. Они введены в эксплуатацию в 1970 году. Рядом были построены гаражи для учебных автомобилей и оборудованы места для хранения дорожно-строительной техники.

По предварительной договоренности с руководством на территории техникума Главдагестанводстрой начал строительство общежития на 286 коек. Пятиэтажное здание строилось из пиленного камня. Согласно договоренности после сдачи в эксплуатацию общежития Главдагестанводстрою передавалось здание учебного корпуса техникума по улице Маркова 29.

Одновременно со строительством общежития строилось здание учебного корпуса дорожного отделения со спортивным залом, конференц-залом, помещениями для администрации и административных служб. На втором этаже отведены помещения под читальный зал и библиотеку с книгохранилищем.

Здание было построено из пиленного камня общей площадью 2824 м2.

После сдачи в эксплуатацию этого корпуса техникум получил возможность организовать учебный процесс в одну смену.

Предполагалось на территории техникума оборудовать футбольное поле и другие спортивные сооружения под открытым небом, а так же построить второе общежитие.

Однако по решению республиканских властей часть территории была отдана для строительства административного здания Дагестанавтодора. Для строительства общежития отводилась территория на другом конце города, что было неудобно для проведения учебного процесса из-за плохой работы общественного транспорта.

Администрация и партийное бюро вынуждены были обратиться в Областной комитет Коммунистической партии с просьбой разрешить строительство общежития на площади, которая отводилась под стадион.

Такое разрешение было получено, и в 1978 году техникум получил пятиэтажное здание общежития на 410 коек с буфетом и столовой. После ввода в эксплуатацию этого общежития появилась возможность на 100% обеспечить студентов местами для проживания и что самое важное общежития располагаются рядом с учебными корпусами, а это позволило активизировать воспитательную работу среди студентов и поднять физкультурно-массовую работу.

Наличие значительного количества аудиторий позволило перейти на кабинетную систему обучения студентов.

С 1991 года организована подготовка специалистов по специальности 2401 «Организация перевозок и управление движением на автомобильном транспорте».

В 1993 году осуществлен первый набор на специальность «0101» - «Экономика и планирование в отраслях народного хозяйства».

В 1994 году открыты еще две новые специальности : «0102» - «Бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности» и «0201» - «Правоведение». И в том же 1994 году техникум преобразован в колледж.

В настоящее время колледж имеет 38 учебных кабинетов, 9 лабораторий, вычислительный центр, читательский зал. Все учебные кабинеты и вычислительный центр оснащены современным оборудованием, приборами, макетами, техническими средствами обучения, персональными ЭВМ и другой техникой.

Для организации практических занятий колледж располагает мастерскими: слесарной, станочной, для тепловых работ. Имеются гаражи для автомобилей и дорожной техники.

Открыты ремонтные цехи для производства следующих видов работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей:

  • Обслуживание и ремонт ходовой части автомобилей;
  • Обслуживание и ремонт трансмиссии автомобилей;
  • Обслуживание и ремонт механизмов управления;
  • Обслуживание и ремонт приборов системы питания карбюраторных двигателей;
  • Малярный цех
  • Моечное отделение
  • Шиномонтажный цех

Для диагностики состояния автомобилей имеется специальный цех, оборудованный современными диагностическими приборами и стендами.

Имеемые рабочие цехи позволяют почти на 100% обеспечить рабочими местами на период производственных и технологических практик студентов автомобильного отделения, а это особенно важно во время, когда многие автопредприятия в условиях экономической разрухи и просто не работают или работают не в полную возможность, когда многие ремонтные зоны переданы в аренду частным лицам, а они не желают принимать практикантов.

Современная материально-техническая база и высокий интеллектуальный потенциал педагогических кадров колледжа дает возможность готовить высококвалифицированных специалистов для Республики Дагестан и Российской Федерации.

В колледже в настоящее время работают опытные преподаватели с большим стажем работы и имеющие большой педагогический опыт. Многие из них кроме педагогического имеют и производственный стаж.

Из 88 штатных преподавателей 40 имеют высшую квалификационную категорию, 18 - первую. В колледже 2 доктора наук, 17 кандидатов наук, 3 Заслуженных учителя РФ, 10 Заслуженных учителей РД, 1 Заслуженный работник транспорта РД, 2 Заслуженных экономистов РД, 1 Заслуженный тренер России, 6 - Почетных работников среднего профессионального образования РФ, 9 преподавателей и сотрудников награждены знаком «Почетный дорожник», 2 профессора, 5 преподавателей являются аспирантами и соискателями.
Преподавателями колледжа изданы 11 учебников и учебных пособий и еще 4 подписаны к печати. Ведется большая научно-методическая работа.
Многие статьи наших преподавателей вошли в сборники научных трудов ведущих ВУЗов страны. АДК является членом международной ассоциации автомобильно-дорожного образования (МААДО). По числу чемпионов мира, Европы, России, призеров Олимпийских игр АДК по праву считается одним из лучших ССУЗов Российской Федерации. В колледже создана служба маркетинга и служба трудоустройства, результаты деятельности которых привели к увеличению контингента студентов вдвое за последние 5 лет. АДК имеет Дворец спорта, в котором регулярно проводятся различные соревнования республиканского и всероссийского уровня.

Колледж имеет в наличии достаточную материально-техническую базу, позволяющую на качественном уровне проводить учебно-воспитательный процесс. В рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности движения в 2006-2012г.г.» построен учебный полигон, функционирует отраслевой региональный центр повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров.
Сформирована эффективная система социального партнерства с республиканскими дорожно-строительными и транспортными организациями и предприятиями при поддержке государственного управления автомобильных дорог РД «Дагестанавтодор» и государственного предприятия «Дагестанавтотранс».

Общее количество студентов колледжа (очной и заочной форм обучения) - около 2 тысяч человек. Обучение в колледже осуществляется по семи специальностям. Колледж по праву может гордиться своими выпускниками.
Двое из бывших учащихся Махачкалинского автомобильно-дорожного техникума удостоены высоких званий «Героев Советского Союза» - это Земцов Н.А., Крутов П.М. и полный Кавалер орденов Славы - Магомедов Х.М. Колледж по праву гордится своими выпускниками, среди которых бывший министр образования и науки РД Гасанов А.П. а ныне министр по национальной политике РД; начальник Государственного управления по транспорту РД Саидов С.М., мэр г.Каспийска Омаров Дж.О.; начальники Государственного управления автомобильных дорог РД «Дагестанавтодор» Тагиров М.К., Магомедов М.М.; прокурор РД, министр юстиции РД, генерал юстиции Пакалов А.Г.; директор проектного института «Даггипроводхоз» Грищенко М.И.; Гасанов A.M. министр транспорта РД, и.о. заместителя главы г. Махачкала, директор Московского автомобильно-дорожного техникума Белашов В.Л.; заместитель министра транспорта РД Абдулкасимов А.М.; начальник хозяйственного Управления министерства транспорта РФ Ахмедов Р.А.; заместитель начальника Управления ФСБ РФ по РД, полковник Абвуллаев Г.М. и многие другие. дуллаев 1 .м.

По результатам 2012 г. колледж вошел в пятерку лучших СПО РД.

По результатам 2013 г. колледж занял первое общекомандное место на Республиканской Олимпиаде.